Грустная статистика
В Международный день защиты
детей 1 июня 2005 года по многим каналам российского
телевидения и в передаче «Вести» на РТР прозвучала грустная
статистика:
в детских домах страны
находятся 700 тысяч социальных сирот, т. е. детей-сирот при
живых родителях;
8 млн детей не вписываются в
обычный учебный процесс;
6 млн детей живут в
неблагополучных условиях;
4 млн подростков употребляют
наркотики;
2 млн подростков не посещают
школу.
Если учесть, что всего в
России числится 19 млн детей школьного возраста, то эти
цифры — не что иное, как социальная драма страны.
Практика показывает, что даже
в исправительных учреждениях посещаемость занятий в школах
весьма высокая. И дело не в обязательности посещений: в
10—12-х классах, в которых учится самый большой контингент
осужденных, посещение занятий — дело добровольное. В
пенитенциарных школах учащихся привлекает сама
образовательная среда, отношение к ним учителей, возможность
почувствовать себя человеком и видеть вокруг себя культуру и
гуманизм, возможность услышать доброе, теплое слово.
Так
почему же 2 млн подростков, находящихся на свободе,
предпочли не школу, а подворотни и улицы?
Ответ может быть один: потому что школа не согрела их
душу, не заинтересовала знаниями, не дала им возможность
почувствовать себя людьми. Это страшный ответ,
но, видимо, единственно правильный. Школа, призванная
реагировать на все изменения в обществе и быть ведущим
институтом, формирующим социальное сознание, на практике
оказалась инертной, самоуничтожающейся структурой,
непривлекательной для детей и подростков.
Разве не актуальны
парадоксальные выводы, высказанные американским учителем
Конни Стаут на страницах журнала Educom Review (ov/dec 1994,
p. 38) о том, что учитель, получивший диплом в 1890 году,
мог бы совершенно спокойно войти сегодня в класс, подойти к
классной доске и начать урок? Представить
себе аналогичное положение, например, в хирургии просто
невозможно. Однако учебный процесс в массовой школе мало
изменился со времен Гербарта и Коменского,
предложивших классно-урочную систему и определенную схему
ведения урока. Кто-то возразит, что с тех пор изменилось
кардинальным образом содержание обучения, появилось
множество новых средств обучения. Все это так, но мы и
сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в
XIX
веке: учитель — учебник (читай — система средств обучения) —
ученик. Это система, ориентированная на преподавание, на
центральную роль учителя в этом процессе и ученика как
объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик
должен стать субъектом учебного
процесса, пока не реализуются на практике в должной мере.
Для этого важно, чтобы философская парадигма
демократического
устройства общества: человек — общество — государство
реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую
очередь в системе образования.
В настоящее время практически
все развитые страны мира осознали необходимость
реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик
действительно стал центральной фигурой учебного процесса,
чтобы его познавательная деятельность
находилась в центре внимания педагогов-исследователей,
разработчиков программ образования и средств
обучения, т. е. процесс познания, а не преподавание, как это
было до сих пор при
традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда
среднее образование во всех развитых странах стало
обязательным, а в Японии такой статус обрело высшее
образование.
Важность такого подхода к образованию точно выразил видный
американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало
беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той
или иной области, поскольку эти знания подвергаются
изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем
учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает
бизнесмен, чтобы в экономику, науку и культуру приходили
молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с
информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и
умения в разных
областях, приобретая, если окажется необходимым,
новые знания, потому что именно этим им придется заниматься
всю сознательную жизнь.
Итак, постиндустриальное
общество, в отличие от индустриального общества конца XIX —
середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано
в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно,
активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Отсюда современное
информационное общество ставит перед всеми типами учебных
заведений, и прежде всего перед школой, задачу подготовки
выпускников, способных:
гибко адаптироваться в
меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая
необходимые знания, умело применяя их на практике для
решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на
протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое
место;
самостоятельно критически
мыслить, уметь видеть возникающие в реальной
действительности проблемы и искать пути рационального их
решения, используя современные технологии; четко осознавать,
где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть
применены в окружающей их действительности; быть способными
генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с
информацией (уметь собирать необходимые для решения
определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать
гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения,
сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами
решения, устанавливать статистические закономерности,
делать аргументированные выводы, применять полученные
выводы для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными,
контактными в различных социальных группах, уметь работать
сообща в различных областях, предотвращая или умело выходя
из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над
развитием собственной нравственности, интеллекта,
культурного уровня.
Таково веление времени не
только для нашей российской школы, но и практически для
любого развитого общества, что, естественно, предполагает
определенные требования конструктивного плана к
образовательным системам. Об этом говорят многочисленные
публикации специализированных журналов, доклады на
международных конференциях и симпозиумах; наконец, об этом
говорят специально подготовленные аналитические материалы
разных образовательных центров и ассоциаций для
общественности и правительственных органов своих стран.
Автор В.С.КУКУШИН
|