"МНЕМОТЕХНИКА"
и "МНЕМОНИКА"
- это "техника запоминания", получившая свое название
от греческого слова "mnemonikon" - искусство запоминания.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век
до н.э.).
Искусство
запоминания ("mnemonikon") названо в честь древнегреческой
богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно
86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность и
насчитывает, как минимум, 2 тысячи лет. Столь "солидный
возраст" мнемотехники обусловлен тем, что раньше статус
человека определялся его памятью. До появления книг знатный
человек должен был помнить большое количество информации,
красиво и логично высказывать свои мысли, подтверждая их фактами.
Богословы вели многочасовые дискуссии с использованием фактов:
точных названий, имен, дат, и должны были дословно цитировать
Библию. Ораторы произносили длинные речи без бумажки, не то,
что сейчас. (Кстати, в древности человека, ведущего записи,
считали неумным). Мнемонике обучали с самого детства. В средние
века мнемонику преподавали во всех европейских университетах.
Но вот Гутенберг изобрел в 1445 году книгопечатание. Это событие
коренным образом изменило отношение людей к мнемотехнике,
интерес к которой заметно ослаб. "Зачем утруждать себя
лишний раз и запоминать информацию, когда проще записать ее
на бумаге?" - так стали рассуждать многие. Теперь "хорошая"
память у всех, т.к. можно подсмотреть в спасительную "шпаргалку".
А вот, когда "шпаргалки" нет…
Именно в этот момент вспоминают про память, именно в этот
момент приходит понимание того, что "шпаргалка должна
быть в голове", а не на бумаге. А записать эту "шпаргалку
в голову" помогает мнемотехника - искусство запоминания
точной информации: чисел, исторических дат, названий, терминов
и т.п., одним словом, технология запоминания фактов.
Существуют разные системы мнемотехники, т.е. "запись
фактов в память".
В России известны следующие 4 системы
мнемотехники: ? доктора педагогических
наук М.А.Зиганова и В.А.Козаренко,
? доктора педагогических
наук, профессора РАЕН Е.Е.Васильевой
и почетного доктора педагогических наук В.Ю.Васильева, ? доктора педагогических
наук, профессора РАЕН И.Ю.Матюгина, ?Самвела
Гарибяна.
Перечисленные
системы отличаются 1) системами кодирования информации,
2) системами соединения образов, 3) методами и техниками запоминания.
2.
Методика доктора педагогических наук М.А.ЗИГАНОВА и В.А.КОЗАРЕНКО
М.А.Зиганов
- доктор педагогических наук, профессор Европейского Университета
Права, директор и основатель "Школы быстрого чтения"
(ШРЧ), учредитель Ассоциации чтения в России. Автор 4 учебников,
12 книг, автор образовательной технологии "ИнтеллекТ".
В.А.Козаренко
- преподаватель мнемотехники со стажем преподавания 15 лет,
методист, автор Системы запоминания "Джордано",
автор сайта Mnemonicon, соавтор 3 книг.
"Тренировка
памяти - точные сведения" - это система, позволяющая
запомнить большое число точных сведений, логически несвязанной
информации (дат, имен, телефонов, наименований, энциклопедических
сведений) с однократного восприятия. Это надежное сохранение
в памяти на неограниченный срок, это жизнь без записных книжек
и органайзеров. Результат:
1. Уникальные приемы запоминания, помогающие быстро и системно
запоминать точные сведения.
2. Скоростное запоминание.
3. Организация памяти.
4. Расширение объема памяти
5. Память без опоры на записные книжки и органайзеры.
Программа тренинга:
1. Развитие ассоциативной и образной памяти.
2. Запоминание разнообразных точных сведений:
? лиц, фамилий, имен, отчеств;
? числовой информации (дат,
телефонных номеров, кодов, шифров);
? адресов;
? сложных терминов и названий;
? энциклопедических сведений;
? блока информации о человеке;
? списка дел;
? формул;
? сложных знаков.
3. Организация процесса запоминания
? подготовка к запоминанию;
? системное запоминание;
? перевод в долговременную
память.
Информация взята c сайта: www.president-school.ru
3. Методика доктора педагогических
наук, профессора РАЕН Е.Е.ВАСИЛЬЕВОЙ и почетного доктора педагогических
наук В.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Е.Е.Васильева
- доктор педагогических наук, профессор РАЕН, директор по
развитию "Авторской школы Васильевых", соавтор 6
книг, автор 4 книг, автор образовательной технологии "СКОРО".
В.Ю.Васильев
- почетный доктор педагогических наук, директор "Авторской
школы Васильевых", соавтор 6 книг.
МНЕМОТЕХНИКА - техника быстрого запоминания фактов: чисел,
слов, исторических дат, географических названий, терминов,
фамилий и т.п., базирующаяся на создании искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА - это "запись фактов в долговременную память",
что позволяет не только быстро и надолго запоминать информацию,
но и быстро ее вспоминать. Отличительной чертой системы мнемотехники
Васильевых является простота и доступность. Любой школьник,
студент или взрослый могут за короткое время научиться запоминать
разные факты. Например, таблицу Менделеева можно запомнить
всего за 17 минут!
Пройдя
обучение, Вы научитесь запоминать
?
числовые данные: даты событий, дни рождения близких
людей, номера телефонов, исторические даты, меры веса и длины,
математические и физические величины и единицы; ? математические,
физические и химические формулы;
? схемы, графики, сокращения,
символы и сложные изображения; ? алфавиты разных
языков: греческого, латинского, английского и других; ? иностранные слова
следующих языков: английского, немецкого, французского, итальянского,
испанского, латинского, китайского, японского (50-200 слов
за 1 час!); ? правописание слов
разных языков; ? словарные слова
и исключения русского языка; ? любые определения,
термины, правила, теоремы и т.п.; ? анекдоты, тосты,
цитаты, афоризмы, стихи; ? географические
названия; ? таблицу Менделеева,
таблицы квадратов и кубов, другие виды таблиц; ? фамилии, имена,
отчества людей; ? различные списки
(телефонов, дел и другой нужной информации).
4. Методика доктора педагогических
наук, профессора РАЕН И.Ю.МАТЮГИНА
И.Ю.Матюгин
- доктор педагогических наук, профессор РАЕН, директор "Школы
Эйдетики" (г. Москва), автор 10 книг.
Система Эйдетики - память
без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ".
Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет,
которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют
это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как
бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах.
Способность мыслить образами изначально была присуща человеку,
и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать
не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде
слова или цифры.
Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию
немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление
- закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок -
эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм
и скрытый. Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые
обследовали более полутора тысяч школ в Германии и обнаружили,
что 100% учащихся - эйдетики, из них 40% - явные и 60% - скрытые.
То есть все обследованные дети обладают образной памятью.
В России это направление в психологии развили Л.С. Выготский
и А.Р. Лурия.
В "Школе эйдетики" (существует с 1989 года) детей
и взрослых учат мыслить образами, что позволяет удерживать
в памяти нужный в жизни объем информации, обучают освобождать
свою память от ненужной информации, забывать ее.
Информация
взята c сайта: www.matugin-eidos.ru
5.
Методика САМВЕЛА ГАРИБЯНА
Самвел
Гарибян является 2-х кратным рекордсменом книги
рекордов "Гиннеса" (1993 г, стр. 69). Он запомнил
и воспроизвел 1000 продиктованных ему слов из 10 языков, сделав
всего 40 ошибок! Самвел Гарибян создал уникальную методику
развития памяти и запоминания иностранных языков, написал
несколько книг.
Суть метода
Самвела Гарибяна - комплексное
использование специальных приемов концентрации внимания, идеомоторных
(двигательных) реакций, дыхательной техники йоги, особым образом
подбираемых ассоциаций.
В
МЕТОДИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КОМПЛЕКСЕ:
?
Специальные приемы концентрации внимания с применением
дыхательной гимнастики йогов.
Для концентрации внимания слушатель научится входить в своеобразное
нейтральное состояние, отвлекаться и отключать свое сознание
на период занятий. При этом будет достигнута эффективная работа
механизма его подсознания. Одним из обязательных условий этого
процесса является выполнение базовых дыхательных упражнений
йогов (пранаямы); ? Идеомоторные (двигательные)
реакции; ? Ассоциативное (инстинктивное)
запоминание на базе необычных, надолго врезающихся в память
ассоциаций; ? Приемы рационального
расходования внутренней (психической) энергии.
Методика
Самвела Гарибяна включает
в себя оригинальную МНЕМОТЕХНИКУ,
формирующую у каждого слушателя НАВЫК
запоминания.
Получение такого НАВЫКА
возможно лишь на практических занятиях: только упражнения
под руководством Самвела Гарибяна
и при Вашем активном участии способны преодолеть сопротивление
Вашего мозга и помочь Вам достичь желаемых результатов.